|
Фестиваль Европа-Азия в Казани
Перекресток континентов становится перекрестком стилей
Музыкальные направления всего мира
Антон Ровнер
Заметным событием стал Пятый Международный фестиваль современной музыки "Европа-Азия", состоявшийся 29—31 марта 2002 г. в Казани. Основанный в 1992 композитором Рашидом Калимуллиным, многолетним председателем Союза композиторов Республики Татарстан, фестиваль проходил каждые два года в Казани с дополнительными концертами в небольших городах Татарстана — Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске и Елабуге. Концепция фестиваля — объединение современных музыкантов Европы и Азии, а также Соединенных Штатов. Географическое положение Татарстана, лежащего на пересечении Европы и Азии, чрезвычайно благоприятно для осуществления этой идеи. Фестиваль стал неоценимым местом как для встречи музыкантов многих стран, так и для демонстрации уникальной культуры татарского народа с его богатым историческим наследием и традициями.
Всего за три дня фестиваль представил такую насыщенную программу, что казалось, будто он длился гораздо дольше. Необычайно разнообразная программа фестиваля представила различные стили и жанры музыки — от откровенно академических до фольклорных и эстрадных от традиционных до авангардных, и стала естественным местом встречи для татарских композиторов с коллегами из других районов России и зарубежными гостями...
Ряд сочинений был великолепно исполнен из-вестным петербургским пи-анистом Ринатом Шакиро-вым. Превосходным было его исполнение трех Пре-людий Мориса Оханы из цикла «24 прелюдии для фортепиано». Они предста-ли как рафинированные модернистские пьесы; в первых двух преобладали несколько упрощенные ак-кордовые эффекты, а третья взорвалась более эффектной фортепианной фактурой с весьма драматичными кластерами.
Шакиров открыл торжественнй концерт этюдом Лигети «Открытые струны», посвященными Пьеру Булезу. Его трактовка выявила постмодернистскую, романтичную фактуру пьесы и очень тонкий интеллектуализм, присущий самой идее постепенного разворачивания полного хроматического цикла чистых квинт.
Очень впечатляюще прозвучало в исполнении Шакирова произведение "О, дивный новый мир" известного российского ком-позитора, петербуржца Алек-сандра Радволовича, при-сутствовавшего на фести-вале. Пьеса написана под впечатлением романа Олдо-са Хаксли, и ее формальная структура воссоздает раз-витие романа и состоит из трех контрастных разделов. В пьесе слышен сильный изобразительный, повест-вовательный элемент с контрастной фактурой и динамикой, драматургическим контуром, преобладает аккордовая фактура.
Фестиваль Европа-Азия еще раз продемонстрировал прекрасное качество и огромный успех первоначальной концепции, объединяющей разнообразных интересных музыкантов из различных стран и континентов, и позволяющей жителям Казани и гостям из других городов и стран погрузиться в разнообразие стилей и тенденций современной музыки. Произведения органически объединились и нашли хороший отклик в концертных залах Казани. Будем надеяться, что фестивалю Европа-Азия предстоит такое же прекрасное будущее. |
|
|
|
|
После концерта... |
|
С Эдемом Умеровым |
|
|
|
С Сергеем Слонимским |
|
С Иваном Краско |
|
|
А это можно послушать
|
|
Рината Шакирова я знаю как одаренного пианиста, относящегося к своей работе вдумчиво и кропотливо, подлинно творческую личность с собственным пониманием музыки и ее высокого предназначения: его исполнение всегда эмоционально наполнено, идет ли речь о вечной классике, или же о смелых, подчас спорных композиторских опытах. Многие композиторы благодарны ему за прекрасное исполнение их произведений.
Свои концерты где бы они ни проходили, Р.Шакиров стремится превратить в праздник, на котором каждый пришедший смог бы ощутить себя единым целым со звучащей музыкой и находящимся на сцене музыкантом.
Председатель Союза Композиторов Санкт-Петербурга
Президент Филармонического общества Санкт-Петербурга |
|
|
|
|
С Григорием Соколовым |
|
С Фуатом Мансуровым |
|
|
Исполнение Рината Шакирова отличается удивительной искренностью, которую всегда безошибочно улавливают чуткие любители музыки. Он прежде всего лирик - качество, доступное немногим. Думается, что в лирическом даровании Шакирова кроется и природа его звука. Этот звук красив, разнообразен и в каком-то прекрасном смысле "шероховат", то есть не имеет ничего общего с холодной красотой отточенного, но не одухотворенного пианизма. Ведь часто магия фортепианного блеска и азарт виртуозности заслоняют от пианистов то изначальное, ради чего и создается музыка, в том числе и для фортепиано. Шакиров прежде всего музыкант, и фортепиано для него - инструмент, а не предмет культа.
Будучи уже зрелым мастером, он не устает учиться и расти. Я слушаю его уже несколько лет и поражаюсь этому постоянному росту. Бывают дарования, подобные звезде - ярко вспыхнувшей и вскоре упавшей, исчезнувшей. Путь Шакирова, напротив, долог и постоянен: все вверх и вверх. Он кажется ровным и поступательным, и только музыканты могут догадываться, какая колоссальная и терпеливая работа за этим стоит. О Шакирове можно говорить как о состоявшемся мастере. Но чувствуется и то, что у этого музыканта большое будущее.
композитор Андрей Фролов
Санкт-Петербургский музыкальный вестник, № 3, март 2005
Подробнее>> |
|
|
С Альфредом Риппе |
|
Ринат Сагидович Шакиров родился в 1962 году в г. Караганде в семье с хорошими культурными традициями. Мать — врач, отец — руководитель энергетической фирмы. Один дед — полковник, другой — генерал-лейтенант авиации, зам. начальника Генштаба МО СССР.
Закончив в 1979 году физико-математическую школу, пробовал продолжить образование, учась сначала на математика в МГУ, а затем на физика в Ленинградском Политехе.
В 19 лет решился круто изменить свою судьбу, поступив в 1981 году в Темир-Тауское музыкальное училище в класс Альфреда Риппе. С 1985 г. по 1992 г. обучался в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в классах н.а. России профессора Т. П. Кравченко и з.а. России С. Г. Иголинского. Совершенствовался в мастер-классах н.а. России профессора Льва Власенко (Москва, Россия).
|
|
Учителя: Лев Власенко и Альфред Риппе |
|
Победитель национальных конкурсов пианистов. Постоянно концертирует в разных городах России. Сотрудничает с различными симфоническими оркестрами, солистами Мариинского театра Эдемом Умеровым, Татьяной Павловской, Софьей Ялышевой, Галиной Сидоренко.
Выступал с концертами в Италии, Франции, Германии, Финляндии, Бельгии, Швеции.
Участник международных музыкальных фестивалей — «Geteborg-Art-Sound», «Европа-Азия» в Казани, «Петербургская осень» и др.
Является автором концертной сюиты по балету «ШУРАЛЕ» Ф. Яруллина (издана в Москве в 2005 году в издательстве «КОМПОЗИТОР»).
Имеет записи на Радио России, Госрадио Татарстана, Казахстана, записаны 6 CD.
Являлся членом Оргкомитета по проведению музыкальных мероприятий, посвященных 1000-летию Казани.
Является художественным руководителем фестиваля «Имена Петербурга». Преподаватель кафедры фортепиано Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств.
|
|
Станислав Иголинский и его ученики: Ринат Шакиров и Вера Шапкарина |
Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
В 2006 году награжден Почетным знаком министерства культуры РТ «За достижения в области культуры и искусства».
Член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.
|
|
Список произведений активного репертуара (прокрутить)
|
CD, записанные Р. Шакировым (прокрутить)
|
|