Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга
Союз концертных деятелей Санкт-Петербурга
Форум
Первый Санкт-Петербургский музыкальный фестиваль

Предыдущий Коллективы Следующий 

Выступление хора Академической капеллы

В истории музыкальной культуры есть личности исключительные. К таким, бесспорно, можно отнести Владислава Чернушенко. Громадный талант и неве-роятная трудоспособность позволяют ему с одинако-вым успехом дирижиро-вать оперными и балетны-ми спектаклями, симфони-ческими, камерными, во-кально-инструментальными и хоровыми концертами, читать лекции, вести ди-рижерский класс, органи-зовывать и проводить фестивали и конкурсы, руко-водить двумя старейшими русскими музыкально-профессиональными учреждениями — Капеллой Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова.

Владислав Чернушенко прошел путь от школьного учителя пения до всемирно известного дирижера. С его именем связано возрождение исполнительских традиций старейшего и самого знаменитого русского хора — Певческой Капеллы Санкт-Петербурга. Двадцать пять лет он бессменно руководит хором Капеллы и отдаёт всего себя любимому коллективу. Возглавив Капеллу в 1974 году, Чернушенко в короткие сроки возвратил её в число лучших хоров мира. Именно ему принадлежит заслуга первопроходца в возрождении русской духовной музыки.

Репертуарный диапазон маэстро огромен: русская, зарубежная классика, народная музыка, произведения современных композиторов. Неутомимо и вдохновенно проводит он концерты, согревая жаром своего сердца души людей, даря им добро и радость.






Хор Академической капеллы.

Художественный руководитель и главный дирижер
народный артист СССР
Владислав Чернушенко

Вот уже несколько столетий первый русский государственный хор не перестает удивлять всех своим пением.

«...Нигде в мире нельзя было услышать подобное, — читаем мы в публикациях XVIII века, — поражались стройности пения в особенности приезжие иностранцы. И даже папский нунций нашел. Что наши придворные певчие поют лучше, чем папские певчие в Сикстинской Капелле».

«...Не только никогда не слыхал ничего, подобного исполнению Капеллы. Но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла — восьмое чудо в мире» — в начале XX века восторгается греческий дирижер Д. Митропулос. И вот что пишут в конце XX века: «...Хор совершенен! При таком количестве солистов, казалось бы, невозможно достичь единого хорового звука. Дирижер Чернушенко соединяет всех в одно целое и создает прекрасное пение. Иногда вы слышите звуки величественного органа, а потом совершенный ансамбль из струнных инструментов. В хоре есть бас, который звучит просто как контрабас, от которого ваш живот начинает вибрировать вместе с ним, а альт — это настоящий альт со всеми присущими ему глубокими тонами».

Певческая Капелла Санкт-Петербурга ведет свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор Государевых Певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году хор переименовался в Придворный хор, а в 1703 году принимает участие в торжествах по случаю закладки Императором Петром I новой российской столицы. С тех пор хор обретает свой Певческий Дом в Санкт-Петербурге.

Творческий облик Капеллы всегда определяли выдающиеся личности ее художественных руководителей. Среди них выдающиеся музыканты России: М. Ф. Полторацкий, М. Березовский, Д. С. Ботнянский, М. И. Глинка, А. Ф. Львов, Г. Я. Ломакин, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. С. Ляпунов, А. С. Аренский, М. Г. Климов, А. В. Свешников, Г. А. Дмитревский, А. И. Анисимов, Е. П. Кудрявцева, Ф. М. Козлов, В. А. Чернушенко. Здесь получили музыкальное воспитание А. В. Александров, В. А. Дранишников, А. Г. Флярковский, А. С. Дмитриев, А. А. Юрлов, Д. Г. Китаенко, В. А. Атлантов и многие, многие другие.

Последние два десятилетия в жизни Певческой Капеллы ознаменованы новым подъемом исполнительской и концертной жизни. В 1974 году Художественным руководителем и главным дирижером Капеллы становится В. А. Чернушенко. Являясь воспитанником Капеллы, он вернулся в родной дом высококлассным профессионалом для того, чтобы своим талантом, страстным творческим горением поднять хор Капеллы по «лестнице времени» на новый виток.

В репертуар возвращен ценнейший пласт отечественной культуры — творения русской духовной музыки. Вновь зазвучали хоровые сочинения Березовского, Бортнянского, Архангельского, Чеснокова, «Литургия» и «Страстная седмица» Гречанинова, «Всенощное бдение» Рахманинова. Впервые за два столетия были исполнены песнопения ХV—ХVII веков. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты ХVII—ХVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. С восстановлением деятельности симфонического оркестра Капеллы в 1991 году, на афишах города все чаще стали появляться названия крупных произведений, как Реквием, Большая месса Моцарта, Магнификат, Месса си минор Баха, Симфония N 9, Месса До мажор Бетховена, Реквием Верди, Кантаты «Москва» Чайковского и «Иоанн Дамаскин» Танеева, концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко», Слонимского «Виринея». Восстановлены после забвения Музыка на коронацию Наполеона в 1804 году — «Торжественная месса» Паизиелло, Историческое представление «Начальное управление Олега», либретто которого написала Екатерина II на музыку В. Пашкевича, Д. Сарти, К. Коноббио (авт. редакция В. А. Чернушенко).

Высокий уровень исполнительского мастерства, многообразный репертуар привлекают внимание слушателей разных стран мира, что позволяет коллективу с большим успехом гастролировать и выступать в лучших залах Европы.

О фестивале | Программа | Участники | Об авторе проекта | О Слонимском | Конкурс
Спонсоры | Информационные спонсоры | Оргкомитет | СКД | Гостевая книга | Форум

Автор проекта и художественный руководитель фестиваля —
пианист Шакиров Ринат Сагидович.

Hosted by uCoz